Регистрация | Войти

Гиперактивность у детей. Как помочь ребенку с нарушением внимания и гиперактивностью

Не ходит, а летает - секунды на месте не усидит! Ни на чем не может сосредоточиться. Все ему быстро надоедает, а новую информацию он забывает почти мгновенно. Вспыльчив. Рассеян. Неорганизован. Именно так зачастую можно охарактеризовать ребенка, страдающего синдромом нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ).

Около 5 % детей (преимущественно мальчики) страдают гиперактивностью с дефицитом внимания. Специалисты разных профилей до сих пор не пришли к единому мнению, считать ли такой синдром болезнью. Многие уверяют, что это своеобразный поведенческий комплекс, который характеризуется особым стилем мышления, избирательностью внимания и повышенной активностью, что отличается от общепринятых норм, но не является серьезным отклонением в развитии. Ясно одно: именно синдром нарушения внимания с гиперактивностью - причина низкой успеваемости в школе и плохого поведения дома. К сожалению, часто ни учителя, ни родители, ни педиатры не подозревают, что беспокойное поведение ребенка обусловлено неврологическими нарушениями. И даже невролог не всегда может правильно поставить диагноз. В любом случае, ребенку, прежде всего, необходима помощь родителей. Для детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью характерны следующие признаки поведения:

Невнимательность - ребенку бывает очень трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чем-то одном, он не может долго слушать учителя, писать, читать, рисовать. Малыш рассеян, не организован, забывчив, часто допускает ошибки из-за невнимания, теряет вещи и т. д.

Импульсивность - он неуравновешен, плохо контролирует свои эмоции: то внезапно багровеет, то вдруг переходит на крик и плач, не может ждать своей очереди, в школе - выкрикивает с места, перебивая других детей, часто ввязывается в потасовки, даже с теми, с кем он дружит.

Гиперактивность - ребенок чересчур подвижен, его нельзя оставить без присмотра ни на секунду - обязательно куда-то залезет, что-то разобьет, он постоянно вертит предметы в руках, ему не сидится на месте.

При этом не у всех детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью проявляются все симптомы: у одних может быть ярко выражено гиперактивно-импульсивное поведение с плохим самоконтролем, у других - неспособность концентрировать внимание и поддерживать работоспособность. Это часто затрудняет постановку диагноза.

Как проявляется гиперактивность с дефицитом внимания?

До 1 года. Тревожный, беспокойный сон. Кроха с трудом засыпает, без видимой причины плачет, при этом часто задерживает дыхание, неспокойно сосет грудь, его выводит из равновесия малейший шорох и движение.

От 1 до 2 лет. Когда малыш учится ходить, он много падает, часто ходит на пальчиках. Как только сделал первые шаги, тут же начинает быстро бегать, причем делает это вслепую, налетая на предметы. Не может долго играть с одной игрушкой, спокойно сидеть за столом: за ним нужно бегать, чтобы его накормить. Легко раздражается, впадает в ярость, часто капризничает и плачет без причины.

От 3 до 5 лет. Ребенок чувствует неутолимое желание двигаться, не может посидеть спокойно даже минуту, подпрыгивает, ложится на пол в самые неожиданные моменты или носится по комнате. Быстро теряет интерес к игре. Время от времени становится агрессивным без причины, ломает игрушки. Быстрее думает, чем говорит, легко пробуждается и тяжело засыпает.

Как помочь ребенку с нарушением внимания и гиперактивностью?

Считается, что причина такого поведения в неправильном функционировании некоторых участков мозга ребенка, тех, которые контролируют движение, внимание и эмоции. Скорее всего, эти отклонения передаются по наследству: родители импульсивных малышей имели в детстве похожие проблемы. Врачи утверждают, что нехватка в рационе полиненасыщенных жирных кислот омега-3 (они содержатся в морепродуктах) или низкая физическая активность могут стать пусковым механизмом болезни, если ребенок к ней предрасположен. С возрастом проявления синдрома проходят, ребёнок становится более уравновешенным и спокойным. Но у взрослого часто остаются трудности с концентрацией внимания и планированием. Впрочем, ежедневники и мобильные телефоны с сигналом напоминания помогают преодолеть и эту проблему.

Сложности в школе и дома

Однако пока малыш не вырос, и дома, и в детском саду, и в школе ему приходится несладко... Он не понимает многих своих действий, не может управлять собственными эмоциями, занимать себя. Начинает играть во что-то - и тут же бросает, потому что ему надоедает. Не способен нормально общаться со сверстниками: обижается, дерется, неадекватно реагирует на замечания. У каждого второго гиперактивного ребенка диагностируют и сопутствующие нарушения: у 40-60 % детей - оппозиционно-вызывающее поведение (ребенок говорит «нет» из принципа, спорит, доказывая, что черное - это белое) и у 50 % - трудности в обучении (письму, чтению, математике): например, малыш путает буквы или цифры местами. К другим сопутствующим состояниям относят депрессию, тревожность, нервные тики.

Тяжело всем: родителям, которые живут в постоянном напряжении, воспитателям и учителям, которые, как ни бьются, не в силах подать новый материал и организовать ученика; самому малышу - он не может понять, почему на него все время кричат и заставляют делать то, что он не хочет. Поэтому такому ребенку нужно создать все условия для нормального развития, учитывая индивидуальные особенности его психики.

Режим и покой

Прежде всего, организуйте малышу четкий режим дня. Прием пищи, игры, занятия, купание и сон - все это должно происходить ежедневно в одни и те же часы. Много времени нужно отводить прогулкам и упражнениям на свежем воздухе. Зарядка обязательна! Позаботьтесь, чтобы в доме было места, где сын или дочь смогут свободно попрыгать, побегать и покувыркаться. Идеально - оборудовать спортивный уголок. Ребенка постарше запишите в спортивную секцию.

Тренируйте его внимание и память: читайте короткие истории с картинками, а спустя время попросите пересказать сюжет по иллюстрации.

Предлагайте ребенку развивающие игры, но учитывайте, что даже самое захватывающее занятие быстро ему надоест. Если он плохо засыпает, придумайте ритуал перед сном (чистим зубы, слушаем сказку), позаботьтесь, чтоб из других комнат не доносилось резких звуков.

Любовь вопреки всему

Гиперактивным школьникам, которым трудно запомнить информацию, сконцентрироваться на изучении нового материала, тяжело заниматься по стандартному режиму вместе со всеми. Поэтому родителям лучше предупредить педагога, объяснить, что повышенная активность мешает ребенку выполнять что-либо планомерно и, возможно, поэтому он устает и не в силах дождаться конца занятия. Попросите, чтобы к вашему чаду были снисходительнее, помогали ему организовать работу и приступить к ней вновь по определенному эффективному плану.

Не нужно кричать на сорванца, ругать и давать ему унизительные характеристики, наказывать его. Так можно запустить «программу» неуверенного в себе человека, неудачника. Ведь, несмотря на то, что ребенок умен, талантлив, творчески мыслит, от беспрестанных замечаний и окриков он может потерять веру в себя, превратиться в изгоя, начать играть роль «бандита» в коллективе. Поэтому для него очень важно внимание родителей, защита, понимание, поддержка.

Когда малыш ведет себя вызывающе, объясните ему, что вы им недовольны и хотели бы, чтобы он поступил иначе. Будьте терпеливы, старайтесь поднять у ребенка самооценку и научить его общаться с другими детьми.

Однако заметив, что малыш постоянно слишком возбудим и невнимателен, проконсультируйтесь у невролога. Врач пропишет ему успокоительный чай, если потребуется - назначит дополнительные исследования.

Как же вести себя с гиперактивным непоседой?

Попробуйте воспользоваться несколькими советами, которые помогут наладить контакт со слишком активным, импульсивным и невнимательным ребенком:

  • Когда просите его о чем-то, сначала установите с ним зрительный контакт, и только затем произнесите просьбу - четко и с расстановкой.
  • Объясняйте непоседе, что нужно делать, а не говорите о том, что он делает. Например: «Мы уходим из песочницы, чтобы пообедать» вместо: «Я жду тебя, а ты все никак не заканчиваешь играть в песке».
  • Не ругайте его за мелочи. Лучше проигнорируйте незначительные шалости, чем тратить уйму времени на противостояние «ветряным мельницам».
  • Детям необходимы правила. Они должны быть простыми, справедливыми, понятными: «С мячом играют во дворе, а не в доме».
  • Избегайте споров и пререканий. Правила теряют свою силу, если каждый раз в споре они подвергаются обсуждению и изменению.
4.23077
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.2 (13 голоса)

Похожие

Наверх